Дизайн квартиры в стиле ар-нуво


Ар-нуво — одно из самых элегантных направлений в искусстве и архитектуре конца XIX — начала XX вв. Интерьеры в этом стиле пользовались большой популярностью и отличались обилием декора, благородными оттенками и разнообразием материалов. Более подробно об этих и других особенностях данного стиля читайте в нашей сегодняшней статье. 


История развития стиля ар-нуво


Стиль ар-нуво зародился в Бельгии в 80-е гг. XIX в. Он возник как реакция на историзм – направление в искусстве, последователи которого адаптировали стили прошлого, например, классицизм или барокко, к современным условиям. Ар-нуво же, напротив, основывался на идее, согласно которой искусство должно быть совершенно новым и, при этом, являться неотъемлемой частью жизни. Последнее подразумевало под собой акцент на дизайне обычных повседневных предметов, среди которых посуда, ручки шкафов, дверей и т.п. Такой подход к оформлению окружающих человека вещей считался революционным, отсюда и пришло название Ар-нуво, что в переводе с французского означает «новое искусство». 

 В 1884 живописец и публицист Октав Маус организовал художественный кружок «Общество XX», в который входило 20 художников и скульпторов, продвигающих новые течения в искусстве. Помимо дискуссий, лекций и концертов, «Общество XX» организовывало в Брюсселе ежегодную художественную выставку. На ней представлялись работы не только участников движения, но и приглашенных мастеров. Движение не имело какой-либо конкретной направленности и не придерживалось определенных эстетических теорий. Однако активно поддерживало начинания мастеров, которые не боялись экспериментировать и создавать что-то новое. Именно для описания работы одного из участников этого кружка, а именно архитектора и художника Анри ван де Велде, в 1880-е гг. впервые было впервые использовано понятие «ар-нуво». Речь идёт о его особняке «Блуменверф». Эта постройка отличается тем, что она одна из первых была возведена по принципу «изнутри-наружу». Это означает, что Анри ван де Велде сначала разработал план помещений, выделив наиболее удобное расположение окон и дверей, а уже затем определил общий вид дома. Кроме того, архитектор создал дизайн мебели, дверных ручек и столовых приборов для того, чтобы все домашнее окружение имело единый стиль. Интерьер особняка был пронизан природными мотивами. Наиболее ярко это прослеживается в обоях с волнообразным узором и цветами, а также применением розовых, светло-зелёных и голубых оттенков. 

особняк "Блуменверф"

Такая концепция создания и обустройства дома быстро завоевала популярность среди мастеров, что способствовало его стремительному развитию. В результате, к 1890-м гг. были выработаны основные особенности нового стиля - ар-нуво. Наиболее характерной его чертой является отказ от прямых линий в пользу плавных, изогнутых, напоминающих формы растений. Преобладающими цветами в интерьере стали приглушенные оттенки. К примеру, цвет увядшей розы, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый. Окна и двери были вытянутыми вверх и нередко имели арочную форму. 

В 1893 г. в «Обществе XX» возникли разногласия. Одна часть группы начала достаточно резко осуждать консервативность художественных академий, в то время как другая - более консервативная – была с этим не согласна и предпочла покинуть группу. В результате, в том же году последователи «Общества XX» единогласно проголосовали за самороспуск. 
В 1894 г. Октав Маус основал новое художественное сообщество «Свободная эстетика». Его мастера уделяли большое внимание развитию мебели, керамики и графики, нежели живописи. Благодаря деятельности этого общества к концу XIX в. Брюссель стал одним из мировых центров нового искусства.

В 1890-е гг. стиль ар-нуво получил популярность и в других странах Европы. В Италии он назывался «Либерти», в Германии «Югендстиль», в Австрии «Сезессионстиль», а в США «Тиффани». На его распространение повлияли несколько факторов. Во-первых, этому способствовало развитие типографии. Дело в том, что в европейских еженедельных журналах печатались фотографии набирающих популярность предметов в стиле ар-нуво. Их всё чаще начали замечать и обсуждать в обществе, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.
Во-вторых, известность ар-нуво повысилась после Всемирной выставки в Париже 1900 г. На ней был представлены керамика, мебель, ковры и некоторые другие предметы интерьера в стиле ар-нуво. Среди них наибольшую популярность получили предметы с эмалью и изделия из выдувного стекла ручной работы.

Однако в каком-то смысле Всемирная выставка стала началом конца. На ней присутствовало более пятидесяти миллионов человек и художники, работавшие в стиле ар-нуво, получили широкую аудиторию. Возросший спрос на их изделия привел к снижению стандартов качества и дизайна. Многие мотивы и темы копировались без разбора из одной работы в другую. В результате, стиль ар-нуво начал утрачивать свою оригинальность и замысел, а его границы всё больше размывались.

К 1910 г. ар-нуво практически полностью потерял свою популярность. На смену ему пришел ар-деко, который представлял собой практически полную противоположность. Его отличали строгая геометрия, применение глянцевых и отражающих поверхностей, а также частое применение белого и чёрного цветов.

В современном дизайне интерьеров стиль ар-нуво встречается нечасто. Однако его характерные черты — плавные линии и природные мотивы — можно увидеть в оформлении многих помещений. Такой интерьер создаёт атмосферу гармонии и уюта, а также позволяет подчеркнуть уникальность пространства с помощью предметов искусства.

Особенности стиля


Цветовая гамма

Цветовая гамма в ар-нуво предполагает приглушенные оттенки. Наиболее популярны кремовый, пыльно-розовый, серовато-оливковый, пудрово-синий, коричневый и золотистый.


Материалы для отделки
В интерьерах ар-нуво предпочтительно использовать натуральные материалы. К примеру, дерево, камень, стекло и металл, в особенности кованое железо. 

Далее рассмотрим отдельные элементы интерьера

Пол
В качестве напольного покрытия рекомендуется выбрать паркетную доску, но также допустимо использовать ламинат. 
Для отделки кухни, прихожей, ванной и санузла рекомендуется применять керамическую плитку или керамогранит.


Стены
Для отделки стен чаще всего выбирают краску или обои в приглушенных тонах. Это могут быть бежевые, коричневые или охровые оттенки. Популярным вариантом также являются обои с тиснением или узором. Последние нередко используются только на одной из стен в качестве акцента. 
В нижней части стен иногда устанавливаются панели из натуральной древесины, например, дуба или ореха. В ванной комнате до середины стены укладывают квадратную плитку малого формата, а оставшуюся поверхность либо окрашивают, либо оклеивают обоями, лучше всего флизелиновыми.


Потолок
В стиле ар-нуво потолки покрывают декоративной штукатуркой или светлой матовой краской, например, белой или бежевой. Украсить их можно с помощью лепнины в виде вьющихся растений. При желании, потолок также можно декорировать витражами из цветного стекла. 

Окна 
В современных квартирах окна, конечно, могут быть классическими прямоугольными. Однако наиболее близкими к стилю ар-нуво являются круглые, арочные и асимметричные. 
Материалом для рам служит дерево. Рекомендуется использовать ясень, т.к. его твёрдая, вязкая и эластичная древесина позволяет вырезать из неё оконные конструкции сложных форм. Обычно их покрывают бесцветным лаком или пропиткой для сохранения естественного цвета материала.
Кроме того, окна нередко украшаются цветными витражами с изображением флористического орнамента.
Из текстиля приветствуются натуральные ткани. К примеру, можно создать композицию из тяжелых портьер и воздушного тюля.

Двери
Межкомнатные двери в стиле ар-нуво деревянные. Материалом для них, как правило, служит дуб, орех, красное дерево или вишня. Конструкция дверей, как и окон, может быть арочной. Достаточно часто они имеют вставки из матового стекла, в том числе с фьюзингом –витражом, рисунок которого состоит из нескольких цветных стекол, сплавленных между собой. 

Освещение
Освещение в стиле ар-нуво слегка приглушенное. Создать его помогает большое количество источников рассеянного света.
Светильники отличаются изящными, текучими формами. Практически всегда они имеют изогнутые, плавные линии, которые напоминают растения или волны. Дополнительно они могут декорироваться элементами в виде листьев, бабочек, птиц или абстрактных завитков.
Основания приборов чаще всего выполняются из металла, например, цинка, латуни или кованого железа. Как правило, они имеют оттенок золота или бронзы. Плафон обычно изготавливается из матового прозрачного или цветного стекла. Также может использоваться камео – цветное стекло с рельефным рисунком. Помимо этого, популярность завоевал витраж тиффани, в котором стёкла соединяются с помощью тонкой медной полоски.  


Инженерия 
Радиаторы
В стиле ар-нуво будут гармонично смотреться чугунные радиаторы с закругленными углами. Популярным вариантом являются модели, имеющие рельефный рисунок, например, в виде вьюна, который оплетает каждую секцию радиатора. 


Розетки и выключатели
Розетки и выключатели обычно имеют гладкие металлические рамки, которые по периметру декорируются узором. По цвету их чаще всего выбирают латунными или бронзированными.

Декор
В интерьерах в стиле ар-нуво много декора. В первую очередь он представлен цветными витражами, которые украшают окна, стены, потолки и двери. Интерьеры также можно дополнить небольшими скульптурам животных, птиц или стилизованных женских образов – нимф, сирен и других мифологических персонажей. Помимо этого, популярны напольные расписные вазы, выполненные из керамики или стекла. Как правило, в них ставили букеты из живых цветов. 
В целом, для элементов в стиле ар-нуво характерны такие узоры как: виноградная лоза, крылья бабочек и стрекоз, перья павлина, а также цветы с длинными стеблями и полураскрытыми бутонами, например, орхидей, ирисов или лилий. 


Мебель
Мебель в стиле ар-нуво имеет плавные очертания и обтекаемые формы. Её ножки и элементы, фиксирующие стекла на дверях и шкафах, имеют изогнутые формы, которые напоминают стебли растений.
Материалом для мебели служит натуральная древесина, к примеру, дуб, орех, бук или палисандр. Она нередко украшается инкрустацией из перламутра, латуни или слоновой кости. Фурнитура достаточно часто выполнена из кованого железа и может иметь цвет бронзы или латуни.  
Для обивки диванов и кресел используются бархат, жаккард, велюр, рогожка или вельвет. 


Прихожая
Входная дверь в прихожей нередко декорируется с внутренней стороны природным орнаментом. Мебель устанавливается деревянная, компактная и вместительная. Для хранения вещей может быть расположен как шкаф, так и вешалка-стойка с элементами ковки. 
Также в прихожей обычно размещают банкетку с изогнутыми ножками или пуфик, который имеет встроенные полки или ящики для хранения обуви. 


Гостиная
В центре гостиной в стиле ар-нуво обычно располагается диван с высокой спинкой и подлокотниками-полочками. Его дополняют кофейным столиком круглой или овальной формы. Столешница выполняется из дерева или стекла и может быть украшена мозаикой или витражными вставками. 
В интерьер также отлично впишется камин. Его топка обрамляется камнем, деревом или металлом и имеет декор в виде витиеватых растительных мотивов. Также он нередко облицовываются керамическими изразцами с изображениями стилизованных животных и цветов.
 

Спальня
В спальне, оформленной в стиле ар-нуво, рекомендуется разместить большую кровать с декоративным изголовьем. Оно может быть украшено резьбой в виде птиц, цветов и растений. По обе стороны от кровати обычно ставят деревянные прикроватные тумбочки на тонких высоких ножках. 
Нередко в спальне размещается шкаф для хранения вещей. Как пример, может использоваться шкаф-купе с зеркальным или стеклянным фасадом. 
При желании, интерьер дополняют туалетным столиком, пуфом и зеркалом в резной раме. 


Кухня
Кухонный гарнитур в стиле ар-нуво, как правило, имеет светло-бежевый или коричневый оттенок. Часто его украшают резьбой и кованой фурнитурой в виде ветвей или листьев. Для отделки фартука обычно используют керамическую плитку с орнаментом. Столешницы делают из дерева или камня, например, оникса или травертина.

В обеденной зоне чаще всего устанавливают стол из дерева овальной формы и с резными ножками. Стулья обычно имеют высокие гнутые спинки и мягкую обивку.

Для создания гармоничного интерьера рекомендуется выбирать технику с плавными очертаниями, изогнутыми ручками и пастельных оттенков, как это принято в ретро-стиле. Если же хочется использовать технику в современном стиле, то её рекомендуется скрыть за фасадом.


Ванная и санузел
Для отделки ванной в стиле ар-нуво используется керамическая плитка с растительными орнаментами. На пол обычно укладывают керамогранит, имитирующий дерево.
Ванна устанавливается отдельностоящая на витых ножках. Раковину, круглую или овальную, часто подбирают накладную. Обычно её устанавливают на тумбу, украшенную резьбой или инкрустацией.
Унитаз рекомендуется выбрать округлой формы. Его чаша и бачок могут иметь декоративные бортики. В качестве материала для сиденья нередко используется дерево.


Кому подойдет стиль ар-нуво?

Стиль ар-нуво подойдет тем, кто ценит изящество, плавность форм, а также гармонию природных мотивов в дизайне. Также этот стиль понравится людям, которые хотят создать интерьер с помощью качественных и, часто, уникальных предметов, которые актуальны вне времени.
Если Вас заинтересовал стиль ар-нуво, и Вы мечтаете создать в нём дизайн для своей квартиры, можете обратиться к нам. Наши специалисты обладают богатым опытом и точно поймут Ваши пожелания, чтобы воплотить их в жизнь. 

Заказать дизайн-проект и ремонт под ключ: +7 812 928 10 31


Статья о том, как мы делаем ремонт
Статья о том, как мы разрабатываем дизайн-проект 




Похожие статьи

Комментарии